Дух — предельное обобщение устойчивого целесообразного поведения, либо отчётливая характеристическая деятельная ось, выделяемая и связываемая с поведением некоторого объекта.
«Сильный человеческий дух» — ясно выраженная в человеческом поведении деятельная ось, которую человек может удерживать не смотря на влияние разного рода факторов.
«Дух времени» — означает указание на наиболее общие, устойчивые и характеристические моменты действия, присущие «времени», т.е. современному обществу и миру.
«Собраться духом» — выстроить деятельное внимание относительно целей, добившишь его концентрации, достаточной для безусловного выполнения стоящей задачи.
Дух и дыхание глубинно связаны, через ассоциацию дух~жизнь~дыхание, «испустить дух» — потерять главную ось жизни.
Также, определение «характеристической деятельной оси», т.е. осознание скрытых или по иному феноменологически неопределяемых обобщённых моментов поведения, для ряда млекопитающих связано с обонянием, когда слух и зрение не работают, отсюда «чуять неладное» и прочие ассоциации дух~запах.
В силу предельного характера обобщения, дух «дематериализовался», т.е. перестал быть для человека напрямую воспринимаемым объектом, и стал эпифеноменом поведения, «абстракцией». Именно из-за этой «дематериализации», мистицизм всякого рода любит обозвать «духом» какое-нибудь активное существо (или результаты собственного галлюцинирования), действующее за границей или на периферии фокуса восприятия, и чей образ (результат перцептивной сборки) не укладывается в инвентарный список.
> Дух есть способность сохранять чёткую линию поведения
> и устойчивость в достижении цели перед лицом препятствий любого рода.
По-моему, это просто ЖЕЛАНИЕ. Оно может быть либо желанием следовать внушенным концепциями о долге, необходимости и т.п., либо собственным радостным желанием человека, но в любом случае человек упирается, когда он очень сильно чего-то хочет. Зачем тогда всякие эзотерические понятия вводить?
«Для хорошего воина `Я должен` звучит приятнее, чем `Я хочу`» (Ницше)
«Желание» — это только эмоциональный, алгедонический регулятор поведения. Люди, которые в достаточной мере подчинили эмоциональность своей воле, выстроили внутреннюю и внешнюю дисциплину, уже в меньшей степени испытывают «желания». То, что ими движет, есть императивы другой, более развитой природы. Например, качественный воин руководствуется не своими или чужими «хочу-не хочу», «приятно-неприятно», но стоящей перед ним боевой задачей: его действие подчинено долгу, а не желаниям.
Называть эту движущую силу «особого рода желанием», конечно, можно, но такой подход делает бессмысленным термин «желание» и скрывает различением между двумя качественно отстоящими состояниями человека.
Уведомление: Закон необходимого целеполагания | Философия действования и расовая философия