148 копеек

Ежегодная опера #пробизнес и деньги в пяти актах с увертюрой.

Увертюра

Как вам уже наверняка прожужжали уши, в Минске не очень давно появился сервис проката свободноопределяющихся электросамокатов Eleven • Шеринг электросамокатов в Минске. На мой взгляд, схема «бери где найдёшь, едь куда хочешь, оставляй где придётся, только плати» — превосходная. Тут не просто дурацкое «удобно»; такая способность к передвижению меняет восприятие топологии города, о чём может быть отдельно напишу. Короче, я не преминул начать таким пользоваться.

Акт 1. Хохот в зале

И вот, по обыкновению после среды настало ясное утро четверга, и я, поспешая на встречу в центре, где приличным людям парковаться поздно, решил в очередной раз просамокатится на Ылевене (scottish accent, IYKWIM. If you don’t know — это про знаменитую и такую же безуспешную попытку шотландцев заставить поехать лифт с голосовым управлением, созданный английскими шовинистами).

Ничего не предвещало.

Ближайший самокат, обнаруженный по карте, после активации отказался давать тягу. Я вроде сделал всё как обычно — фары протёр, фамилию сказал, не едет. Ещё раз попробовал — не тянет. Так как время уже пожимало, я не стал настаивать дальше, завершил поездку в аппе и пошёл искать по пути следующее чудо техники, преисполненный верой в лучшее. Самокат я оставил ровно на том же месте, где и взял. Аппа списала с меня 1 руб 48 коп., как, видимо, предписывается правилами, которые я подписал кровью.

Завязка простенького потребительского боевичка, подумают проницательные читатели поколения Marvel. Ахэм.

148 копеек — это сущие копейки. Даже не знаю, что ещё можно купить за такую сумму, и замечаю ли я колебания цен в таком диапазоне. Сами по себе, да ещё с моим отношением к денежным отношениям, это ничто. Однако, сильно более чем к деньгам, я чувствителен к справедливости. Простите, что с маленькой буквы, исправлюсь. Справедливости в моём собственном, конечно, понимании.

148 копеек списались законно — как минимум я не буду это оспаривать. Но я никуда не уехал, а деньги заплатил. Это несправедливо. По местной традиции, справедливость — она выше закона, но об этом в другом месте. Об своём открытии я сообщим в поддержку Eleven: не едет, говорю, аппарат, только деньги снимает. Там мне мило и скоро ответствовали, что «мы агрегат найдём и проверим, и если техническая неисправность подтвердится, тогда деньги вернём».

МУААХХАХА — не ответил им я, уже предчувствуя опоздание на стрелку, и потому рысцой двигаясь к следующему маяку на карте.

МУАХХАХА. Эти люди всерьёз думают, мне нужны эти 148 копеек. Quel amère désenchantement.

Но мне нужны две вещи, кроме власти над ойкуменой: бесшовное перемещение по городу и ощущение сопровождающей этот процесс справедливости в душе.

Акт 2. Обретение бесшовности

Поиски бесшовности по ближайшему маяку привели меня на площадь Независимости. Самокат, по данным на карте, должен был находится как раз на вершине куполообразной стеклянной крыши подземного торгового зала. Слышав и о таких превратностях самокатовых судеб, я проверил. Там его не было. Я обошёл аллеи рядом — пусто. Опоздание становилось всё реальнее, но любопытство взяло верх — неужели какой-то гений урбанистического сёрфинга затащил пепелац в подземелья «Столицы»? Я спустился вниз, но указанные координаты под землёй занимало каменное лицо и форменное пузо охранника, и уехать на нём я не попытался.

Дальнейшие инвестиции времени в Ылевен становились всё дороже, но я решил дойти до края, ибо другие варианты всё равно опоздание не устраняли. Напевая вполголоса токкату и фугу из «Сектора Газа», я пошёл на следующую ближайшую звезду. Маяк в Михайловском сквере всё так же честно указывал на пышный куст с пустой пластиковой бутылкой у корней. Я обошёл и обсмотрел все иные ближайшие кусты, кроны деревьев и мыслимые допуски GPS. Хрен там и газонные травы, а не ылевен. Бог любит троицу, но не более того, решил я, и, взмахнув рукой, двинул пешком по Карла Маркса. На ходу сообщаю в саппорт про фальшивый маяк, и в ответ мне присылают фото самоката с этим бортовым номером, мирно стоящим у стеклянной стены с отражёнными видами на перекрёсток ул. Толстого. Где например целый Михайловский сквер, а где ближайшая тащемта стеклянная стена улицы Толстого, минчуки?

Вы думаете, это как-то ожесточило моё ускорившееся от хайкинга сердце и настроило против оператора? Ни в малейшей мере. Как инженер, я такие неизбежные для новаторского решения косяки воспринимаю как повод для баг репорта, а не для потребительской истерики. И мне важнее даёт ли оператор возможность такой отчёт о дефекте предоставить, и как такие отчёты обрабатывает. С этим у Eleven всё вроде неплохо. Зачёт.

И вот, когда я походкой Джонни Уокера разогнался рассекать карламарловы воздуха, забыв уже о картах с маяками, под ноги мне кидается… отдельно стоящий на тротуаре электросамокат без каких-либо маяков. Акбар.

Встал, активировал, поехал.

Шов, наконец, сросся и я доехал куда надо, и потом обратно, и потом ещё несколько раз в разные места и времена. И заплатил Ылевену за этот день, наверно, тысячу копеек.

Акт 3. Матфей 16:26

И я бы забыл уже про эту суету, маяки и копейки, если бы добросовестная служба поддержки не сообщила бы мне спустя несколько дней, что «наши технические специалисты проверили самокат номер N, он исправен, и потому 148 копеек мы вам не вернем».

И я даже верю, что исправен он, этот чортов самокат. И 148 копеек — это налог на мою тупость, что я там в спешке не туда и не так и не на столько, насколько нужно было этому самокату для возбуждения взаимной резвости. И претензий у меня к Eleven нет. И пост этот не для того, чтобы выцыганить у них 148 копеек, выплясывая призывной фейсбучный гопак обиженного потребителя. Или усладиться отмщением своей прегорьчайшей потери, призвав демонов общественного возмущения. Нет. Я всего лишь предаюсь мелкому греху безадресного публичного морализаторства и коккетливо графоманю на злобу своего суетливого дня.

Кая бо польза человѣку, аще мiръ весь прiобрящетъ, душу же свою отщетитъ? Или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою?

Как сообщает нам Левий Матфей, в переводе с древнееврейского, лояльность дороже денег, особенно маленьких. Когда малодушный потребитель пытается шантажировать продавца своей мелкотравчатой лояльностью по любому вшивому поводу, продавцы масс-маркета включают статистику и вполне могут скинуть оного щелбаном с рукава.

Но в штучных отношениях, о которых я сегодня пофилософствую, всё по иному.

Некоторое время назад я понял, что одно дело — торговаться на рынке (чего я делать не умею, особенно безоружный), а другое дело — рассчитываться с людьми, сотрудничеством с которыми в целом доволен и на продолжение чего рассчитываешь. Когда речь идёт про некие существенные для тебя услуги, пусть даже вроде мелкие, и вроде с насыщенным рынком услуг, и вроде починки сливного бачка, некоторая разумная щедрость, или хотя бы немелочность, себя оправдывает. Стратегическая экономия при тактических потерях на округлении сумм в большую сторону обычно перекрывает затраты, если в них включать не только ненаглядные шекели, а и время, нервы, внимание и прочие вполне материальные, но не вполне монетарные активы. Можно сотрудничать, постоянно прижимая человека на несколько копеек, но у него гарантированно накапливается, пусть подсознательно, чувство, что ты ему должен. И это рано или поздно скажет на качестве отношений, работы, рекомендаций и пр. Он будет носить это вредное чувство в себе, пока что-то не лопнет. И устранить последствия может оказаться даже в денежном выражении тогда сильно дороже.

А то, что он должен тебе за некоторый неоговоренный бонус, он не таскает, как болезненную ношу, а может отдать доброкачеством в следующий раз. Это не единственная тонкость в создании хороших рабочих отношений, но существенная и работает.

Акт 4. Закон и справедливость

Что толку с этих 148 копеек, взятых по закону за расчехление самоката, когда условный я будет подсознательно чувствовать, что по справедливости, если я не уехал никуда, то и платить не должен. И значит, это Eleven мне должен.

Не по закону. И даже не по ихней справедливости, которая вопиёт «Блиин, у нас знаааете сколько инфраструктурная стоимость транзакции расчехления самоката? Ценник AWS безбожный! А стоимость кредита? А инвесторы какие злобные? Вам что, 148 копеек жалко?»

Это по моей справедливости, которая говорит «не, не жалко». Попросили б у меня 100 рублей на ремонт аккумов, я б наверно дал, просто так, из любви к новым топологиям. И которая, если бы увидела элевеновский самокат отмокающим в канаве, настояла бы, чтобы я его оттуда вынял, потратив время, силы и чистоту ботинок. Хотя может это и не нужно никому. Но я почему-то должен, что ли. Если не Ылевену, то тому, кто будет куда-то опаздывать, или Господу Богу, чуждому юридических тонкостей.

Может и нужно, но сейчас справедливость условного меня скажет «Да ну его, не лезь, пусть пропитывается живительной влагой родной земли. Надо же этим жлобам куда-то честно заработанные 148 копеек вкладывать, пусть вот вкладывают в поиск и ремонт.»

И по закону ведь не придерёшься.

Акт 5. Минутка духовной рекламы

Пользуйтесь самокатами Eleven • Шеринг электросамокатов в Минске. Они часто находятся там, где отмечены на карте и едут пока хорошо, изменяя воспринимаемую топологию города с древнепешеходной на футуролевитационную. И с саппортом можно поговорить.

И тогда, однажды, несправедливость размером в 148 копеек утонет во многих преблагих благах новаго мiра, кой мы прiобрящемъ, не отщетивъ душу свою. Аминь.

 

Добавить комментарий